Как дыхание влияет на формирование (не)правильного прикуса → Приглашаем в клинику на день открытых дверей и бесплатную лекцию
Программа:
  • Как дыхание влияет на прикус
  • Почему важно правильно дышать
  • Что делать, если ребенок не дышит носом
  • Чем ортодонт может помочь при проблемах с дыханием
  • Как связаны аденоиды и дыхание

Помимо лекции ортодонта вы сможете:

• задать вопросы специалисту;
  • получить компьютерную 3D-диагностику и КТ для всех желающих;
  • провести бесплатный осмотр с рекомендациями по ортолечению, его виду, срокам и прогнозам и др.
31 марта 2024 в 13.00

Реализация комплексного подхода в стоматологическом лечении

Каким образом совместные усилия врачей стоматологов и остеопатов позволяют добиться правильного прикуса и гармоничной окклюзии, тем самым давая пациенту больше здоровья и радости от возможностей организма?
Шахноза Усманова проводит сеанс остеопатической коррекции
Шахноза Усманова
остеопат, врач стоматолог-терапевт, MD, DO, CST-D, BCST

Реалии современного мира таковы, что успешный человек – это здоровый человек, а здоровье не может быть полноценным без правильно сформированной стоматогнатической системы. Термин «стоматогнатический» охватывает область, относящуюся ко рту и челюсти человека. Стоматогнатическая система представляет собой комплекс структурно-функциональных взаимодействий головы и шеи, состоит из костей черепа, нижней челюсти, подъязычной кости, зубов, мышц и связок, суставов, сосудистой, лимфатической и нервной системы, а также мягких тканей головы.

Организм человека – это точная биологическая система, в состав которой входят функционально и структурно разные механизмы, но при этом эта система очень слаженно работает, так как механизмы внутри неё связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Когда видишь человека с нарушением в нижней части тела (функциональная разница длины ног, заворот стопы, кривой таз), даже не задумываешься о том, что причины патологии могут скрываться в полости рта.

Казалось бы, как положение зубов и челюстей может влиять на работу таза, стоп, поясницы? Но современный профессиональный стоматолог понимает, какую важную роль играет зубочелюстная система в теле человека и какое влияние оказывает ее работа на функционирование всего организма в целом.

Сегодня стоматологию уже нельзя представить без функционального анализа стоматогнатической системы. Расположение стоматогнатической системы в организме человека таково, что все составляющие механизмы нашей биологической системы оказывают влияние на зубочелюстную систему. Но также и наоборот: положение зубов, челюстей, состояние мышц челюстно-лицевой области, способность человека правильно дышать, жевать, глотать влияют на биологию нашего тела (рисунок 1).

Рисунок 1.

Всегда ли в нарушениях осанки виноваты таз или стопы?

Мануальные практики знают, что есть категория пациентов, которым не помогают остеопатические коррекции и применение стелек. Через некоторое время, а иногда и сразу, все симптомы возвращаются, и в последнее время таких пациентов становится больше. Это объясняется тем, что очень часто болевые ощущения в области различных участков тела (таз, стопы, поясница, шея, различные суставы) оказываются компенсаторным механизмом, провоцирующим нарушения в области зубов, челюстей и височно-нижнечелюстного сустава.

Остеопат с мировым именем Жан-Пьер Гильяни считает: «Голова является центром, а тело – периферией. Нарушения, происходящие из центра, вызывают больше последствий на периферии, чем повреждения на периферии, передающиеся к центру».

В передаче нарушений системы прикуса в систему тела могут участвовать:

• Мышечные группы.
  • Функционирование позвоночника.
  • Система мембран черепа (в местах жестких креплений).

Размер, форма и положение верхней челюсти оказывают влияние на основание черепа. При сужении верхней челюсти происходит компрессия основания черепа, вызывая соответствующие неврологические (гипермобильность, раздражительность, невозможность сосредоточиться на одном предмете или теме, синдром хронической усталости) и психологические (всевозможные страхи, отсутствие интереса, апатия и т. д.) симптомы (рисунок 2).

Рисунок 2.

Также сужение верхней челюсти меняет положение языка во рту в покое. Т. е. в покое язык должен находится на нёбе полностью, заполняя пространство полости рта. Это обеспечивает правильные стереотипы дыхания, жевания, глотания. В норме акт дыхания происходит через нос. Если же дыхание осуществляется через рот (когда у нас язык располагается «внизу» в области нижней челюсти, так как верхняя челюсть узкая и языку не хватает места «наверху»), то нарушается вся физиология и биохимия организма, развиваются заболевания, которые объединены общим понятием – нарушение метаболического обмена.

Невозможно расширить верхнюю челюсть только мануальными практиками, необходимо воспользоваться помощью врача стоматолога. Нижняя челюсть является одним из датчиков постурологической системы. Постура – это вертикальное положение тела в пространстве. Постуральные нарушения рассматривают в двух плоскостях: фронтальной и сагитальной. Во фронтальной плоскости постура человека с нарушением прикуса смещена в сторону, и это объясняет динамический дисбаланс при переносе веса одной ноги на другую (рисунок 3).

Рисунок 3.
Д-р Левон Снегирев демонстрирует лазерный аппарат WaterLaseiPlus

На сагитальную плоскость воздействуют варьирования вертикального размера прикуса, и положение головы подстраивается под высоту прикуса (рисунок 4).

Стоматологи весьма успешно диагностируют и исправляют высоту прикуса, положение и размер челюстей, что позволяет остеопату реабилитировать пациента с различными патологиями тела. Так же как невозможно мануальными практиками расширить челюсти, невозможно и вернуть высоту прикуса, поскольку ее поддерживают твердые ткани зубов. При потере твердых тканей, например, при истираемости, невозможно реабилитировать пациента, не восстановив физиологический размер коронковой части зубов, а сделать это может только стоматолог.

Рисунок 4.

Комплексный подход позволяет работать не с симптомами, а с причиной заболевания, которая очень часто кроется в нарушениях развития, функции и статики стоматогнатической системы. Таким образом, совместное лечение пациентов стоматологом и остеопатом позволяет добиваться наилучших результатов.