Ночное апноэ или проклятие Ундины. Диагностика и лечение ночного апноэ в клинике сна БИЭМ

Бостонский Институт Эстетической Медицины  •  28-07-2017

Немногие имеют представление о таком заболевании, как ночное апноэ. И лишь единицы знают, что неофициальное название этого заболевания – синдром «проклятия Ундины».

Ночное апноэ – это остановка дыхания во сне продолжительностью около 10 секунд с периодичностью не менее 5 раз в час.

Автор: Иветта Шварцман
Бостонский Институт Эстетической Медицины

До 70-х годов XX века это заболевание оставалось тайной. Вполне здоровые мужчины, женщины и дети вдруг ни с того ни с сего умирали во сне от остановки дыхания. Врачи не могли найти причину и только разводили руками. Только в 1962 г. британские учёные описали синдром «проклятия Ундины», назвав его одной из редких форм ночного апноэ.

Существует множество мифов, дошедших до нас с древних времён. Расскажем об одном из них – красивом и трагичном одновременно. Согласно старинной немецко-скандинавской легенде, однажды, молодой рыцарь заблудился в лесу. Спас его рыбак, который дал рыцарю приют и познакомил с прекрасной юной девушкой по имени Ундина – своей приёмной дочерью. Рыцарь, влюбившись без памяти в красавицу, предложил ей руку и сердце. На венчальном алтаре юноша поклялся своей избраннице в верности, сказав, что «дыханье каждого его утреннего пробуждения будет залогом любви и верности».

Прошло время, любовь рыцаря остыла, и он забыл о своей клятве. Однажды Ундина застала мужа в объятиях другой. Убитая горем, она прокляла неверного супруга: «Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай, пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснешь, дыхание покинет твоё тело, и ты умрешь».

Конец этой истории печален. Рыцарь умер во сне, когда дыхание его остановилось.

Сказка ложь, да в ней намек

Намёк на неутешительную реальность. По последним данным, нарушение дыхания во сне с частотой эпизодов свыше 5 в час случается у 72 % взрослых. При этом почти у 15 % дыхательные нарушения отмечаются чаще 30 раз в час, что соответствует тяжёлой стадии синдрома апноэ сна. Сложность заключается в том, что остановку дыхания во сне невозможно диагностировать самостоятельно.

Многие даже не подозревают, что имеют у себя такое расстройство, так как при остановке дыхания даже более чем на 1 минуту, человек продолжает спать. А между тем, эта болезнь сокращает продолжительность жизни в среднем на 20 лет, а то и вовсе становится причиной смерти.

Американская актриса Кэрри Фишер, известная по роли принцессы Леи в знаменитой эпопее «Звёздные войны», скончалась от апноэ (остановки дыхания) во сне. Серьёзность данного заболевания нельзя недооценивать и крайне легкомысленно относиться к нему невнимательно.

Виды ночного апноэ. Симптомы и причины остановки дыхания во сне

В медицине существуют три различные формы апноэ – это обструктивное, центральное и смешанное.

Обструктивное апноэ. Синдром обструктивного апноэ сна характеризуется повторяющимися случаями полного (апноэ) или частичного (гипопноэ) сужения (обструкции) дыхательных путей.

Во время сна расслабляется мускулатура тела, в том числе мускулатура глотки и мягкого неба, что приводит к западанию языка и закупорке дыхательных путей. В то же время диафрагма продолжает получать от мозга «дыхательные» импульсы и интенсивно сокращаться. Возникает отрицательное давление в дыхательных путях, что приводит к их сужению и закупорке.

При частичном сдавливании глотки дыхательные пути сужаются, мягкие ткани при дыхании начинают вибрировать, создавая звуковые колебания. Появляется характерный храп, усиливающийся по мере возрастания обструкции. В случае если мягкие ткани глотки полностью перекрывают дыхательный просвет, пациент перестает дышать и такое состояние характеризуется как апноэ.

Если остановка дыхания составляет 10 секунд и более, головной мозг начинает посылать «экстренные» сигналы на пробуждение и активацию дыхания. Некоторое время происходит сокращение грудной клетки, но дыхание при этом отсутствует. Работа диафрагмы усиливается и в определенный момент спящему человеку удается сделать судорожный вдох, храп прекращается, дыхание на время восстанавливается. Однако, спустя короткое время, цикл обструкции повторяется.

Такие циклические повторы могут происходить до 100 – 200 раз за ночь, сопровождаясь пробуждениями, что приводит к фрагментации сна и нарушению его структуры. Человек просыпается утром не выспавшимся, чувствует себя разбитым и сонливым, что приводит к значительному снижению качества жизни.

Серьезным последствием нарушений сна является риск несчастных случаев в быту, на рабочем месте, при управлении автомобилем. К тому же, эпизоды апноэ и гипопноэ продолжительностью свыше 10 секунд, повторяющиеся от 5 до 10 раз в час, сопровождаются снижением уровня насыщения крови кислородом, что приводит к гипоксии, а это отрицательно сказывается на жизненно важных органах (сердце, мозг). Появляются утренние головные боли, повышается артериальное давление, в 4-5 раз возрастают риски инфаркта, инсульта и сахарного диабета.

Центральное апноэ сна обусловлено отсутствием дыхательных импульсов из центральной нервной системы к дыхательным мышцам.

Причина этого – угнетение дыхательного центра, находящегося в головном мозге. Центральное апноэ сна встречается реже, чем обструктивное и относится к группе неврологических заболеваний. При центральном апноэ мозг не посылает сигналы мышечным тканям, из-за чего не наблюдается сокращений грудной клетки во время остановки дыхания. Это является внешним отличительным признаком центрального апноэ от обструктивного.

Данный вид апноэ связан с серьезными патологическими изменениями, при которых поражена нижняя стволовая часть мозга, контролирующая процесс дыхания. К апноэ центрального типа относится описанный синдром «проклятия Ундины», который проявляется в чрезмерной усталости в течение дня, головной боли по утрам, провалах в памяти и снижении концентрации внимания.

Смешанное апноэ. При этой форме апноэ наблюдаются признаки двух указанных выше типов. В его возникновении участвуют как центральный, так и обструктивный механизм.

Ночное апноэ – лечение в Бостонском Институте Эстетической Медицины

Современные учёные-медики уже достаточно накопили опыта и знаний, чтобы заявить о том, что безнадёжных случаев этого заболевания нет. На базе Бостонского Института Эстетической Медицины создана клиника сна, где на протяжении последних 5 лет успешно проводится диагностика и лечение ночного апноэ.

Клиника сна Бостонского Института Эстетической Медицины

Для диагностики заболевания необходимо пройти у нас уникальное исследование – полисомнографию. С его помощью доктор определяет частоту нарушений в дыхательной системе, выявляет кислородную недостаточность, изучает активность головного мозга, связанную с нарушением дыхания.

Ночное апноэ невозможно вылечить медикаментозным способом. Раньше приходилось прибегать либо к хирургическому вмешательству, либо проводить CИПАП-терапию специальным аппаратом, поддерживающим положительное давление в дыхательных путях.

Однако сегодня в нашей клинике мы предлагаем следующие подходы в лечении ночного апноэ:

1. стоматологический, когда для пациента изготавливается индивидуальная, специальная каппа Somnomed или Micro2, которая устанавливается на обе челюсти так, чтобы во время сна, верхние дыхательные пути были бы открыты. С помощью каппы пациенту становится легче дышать, кровь начинает лучше насыщаться кислородом, он меньше храпит.

2. ортодонтический подход, который является инновационным, наиболее успешным, имеет необратимый результат и практикуется только в нашей клинике. Данный подход подразумевает ортодонтическое лечение, при котором расширяется верхняя челюсть, а нижняя выдвигается вперёд, тем самым освобождая дыхательные пути пациента.

Таким образом, вовремя выявленное заболевание, правильная диагностика и грамотно подобранное лечение, в подавляющем большинстве случаев, способно предотвратить нежелательные последствия ночного апноэ и значительно улучшить качество жизни наших пациентов.

Клиника сна Бостонского Института Эстетической Медицины
Узнать больше о каппе Micro2 можно здесь